Экономический кризис в России, погнал домой многих гастарбайтеров, приехавших туда из центрально-азиатских стран. Только туркменистанцы не хотят возвращаться на родину.
Наоборот, на авиарейсы, вылетающие из Ашхабада в зарубежные страны практически невозможно свободно приобрести билеты. Особенно на самолеты в Турцию и Россию. Поезда и автобусы из Туркменистана в зарубежные страны не курсируют, единственный транспорт – это самолет.
В условиях массовой безработицы в стране, многие туркменские юноши и девушки в поисках работы выезжают в поисках работы в другие страны. Мировой кризис, о котором они знают по передачам российских телеканалов, их не пугает и не останавливает.
«Дома вообще нет никаких перспектив, никаких надежд – говорит Ораз-ага – отец, который провожает сына в Стамбул. - А там все-таки работают заводы, фабрики, люди строят себе дома, строятся дороги. В общем, есть надежда, что мой трудолюбивый сын будет востребован».
Наибольший отток наблюдается в восточном и северном регионах страны. Юноши, отслужившие срочную службу в рядах вооруженных сил страны, и девушки после окончания средней школы так и не нашедшие ни продолжения учебы, ни более или менее стабильной работы, едут в Турцию, Россию, в Казахстан, чтобы найти там применение своим рукам и таким способом подкопить немного денег.
А началась массовая трудовая миграция с малого. Несколько лет назад, в селе Гошаховлы этрапа имени Сапармурата Туркменбаши первыми в Россию на заработки поехали двое парней. Поехали, плохо зная русский язык и почти не представляя ни маршрута движения, ни характера предстоящей работы. Словом, поехали на авось. Через год-полтора по селу и по всему этрапу поползли слухи о том, что в России парни из села Гошаховлы «каждый месяц присылают родителям через систему Вестерн Юнион по 300 долларов», что «один из них за два года работы смог приобрести и привезти домой новенькую «Тойоту-камри».
Для Туркменистана в целом и, особенно, для беднейшего Дашогузского велаята, присылать каждый месяц родителям 300 долларов или вернуться домой на новой иномарке – это предел мечтаний тысяч и тысяч молодых ребят. Поэтому подобные разговоры о баснословных заработках в России или в Турции подтолкнули многих из них покинуть родину и искать счастье, т.е. работу, трудиться за пределами Туркменистана.
В некоторых туркменских селах для местных жителей работа в других странах стала настолько привлекательной и выгодной, что даже многие туркмены теперь спокойно реагируют на то, что на заработки в другие страны едут их дочери, сестры, молодые невестки. В прежние времена туркмены вообще, а тем более проживающие в сельской местности, ни за что бы не отпустили своих дочерей в чужие страны. Даже если им посулили бы баснословные деньги. Теперь все по-другому. Постоянная нехватка денег, отсутствие стабильного источника дохода, жалкие гроши, получаемые дехканами от производства хлопка или пшеницы, наконец, психологически тяжелая обстановка в семье, в которой никто не работает, вынуждает людей даже в глубинке идти «в ногу с жизнью» и действовать сообразно ситуации.
Туркменские юноши и девушки, по мнению тех же россиян или турков, отличаются трудолюбием, исполнительностью, скромностью в запросах, умением обходиться самым малым и в питании, и в быту. Конечно, по всякому бывает, но в большинстве своем девушки-туркменки отлично зарекомендовали себя в роли продавщиц, прислуги, уборщиц, сиделок при больных и старых в домах Стамбула, Бурсы, Анкары и других городов Турции.
«Моя хозяйка не хочет отпускать меня домой насовсем, говорит, съезди на неделю-другую, повидайся со своими, а потом возвращайся, - говорит Нурджемал, женщина лет тридцати. – Сейчас она в месяц выплачивает 500 долларов. Обещает с января повысить зарплату еще на 200 долларов. Я, наверное, останусь у нее работать еще на год. Хотя из-за такой жизни, я не смогла выйти замуж и создать семью. Тем не менее, мои родители тоже говорят: не приезжай, что тебе здесь делать?»
И в самом деле: что делать? Сегодня туркменские парни не очень-то рвутся устраиваться на работу в турецкие строительные фирмы, строящие в Ашхабаде фешенебельные дворцы и гостиницы. Ведь те 200-300 долларов, что выплачивают им руководители турецких фирм, в связи с искусственным, т.е. волевым, а не реальным, изменением курса доллара, теперь уже не такие большие деньги, по сравнению с заработками гастарбайтеров в той же Турции или в России.
«Наша молодежь куда только не уезжает на заработки,- говорит житель 11-го микрорайона Ашхабада Непес- ага. –Вон, у моих соседей по площадке и сын и невестка вот уже больше года живут и трудятся в Стамбуле, а у соседки Нартач эдже внучка, говорят, нашла отличную работу в турецкой половине острова Кипр. Если наше государство будет вместо промышленных предприятий строить гостиницы, объекты развлечения и новый дворец для президента, то, помяните мое слово, скоро все туркменистанцы станут гастарбайтерами. И никакой кризис их не остановит».
И, действительно, не останавливает. Из страны все едут и едут молодые и не очень молодые люди в поисках работы. А чтобы кто-то вернулся обратно из-за кризиса, что-то не слышно.